ГлавнаяПедагогическая копилкаЗаучивание стихотворения "Детство" с опорой на мнемотаблицу. (Развитие речи)- подготовительная группа. Подготовила и провела: Бикалова Е.В.

Заучивание стихотворения "Детство" с опорой на мнемотаблицу. (Развитие речи)- подготовительная группа. Подготовила и провела: Бикалова Е.В.

13 января 2018 - Редактор
Заучивание стихотворения "Детство" с опорой на мнемотаблицу. (Развитие речи)- подготовительная группа. Подготовила и провела: Бикалова Е.В.

Цель: Познакомить детей с новым поэтическим произведением и разучить стихотворение.

Задачи:

1. учить детей выразительно читать наизусть стихотворение И. З.  Сурикова «Детство» с опорой на мнемотаблицу, с помощью кодирования слов картинками и символами;

2. развивать у детей поэтический слух, умение понимать и воспроизводить образный язык, интонационную выразительность речи;

3. воспитывать эмоциональную отзывчивость на картины зимней природы и взаимоотношения детей.

 

Оборудование: портрет И. З. Сурикова, мнемотаблица к стихотворению «Детство», кукла Зимушка, снежинка, мольберт, фонограмма, декорация дворца Зимушки, ширма, сундук.

Методический приём:

Наглядные: мнемосхемы,  книга

Словесные: заучивание наизусть, беседа, чтение, загадывание загадки, заучивание наизусть, проговаривание хором.

Практические: словесные игры, игровые упражнения.

Интеграция областей: физическое, познавательное, речевое развитие.

Предварительная работа:

Беседа о И.З. Сурикове, рассмотрение иллюстраций, картин о зиме, презентация «Зима в картинах русских художников», рисование, аппликация  зимнего леса, беседа о зимнем лесе, о снеге, о деревне, деревенских жителях,; чтение стихов, рассказов о зимнем лесе, о зиме; наблюдения за погодой, природными явлениями; разучивание физкультминутки.

Словарная работа: во владениях, интонация, голос, крутая гора,  кубарем.

 

Ход:

1.Оргмомент

В: - Ребята, к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

    Приветствие «Друг»:

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой)

В: - Ребята, повернитесь ко мне  и внимательно послушайте мою загадку:

«Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила»

- Кто догадался, о чем загадка? (о Зиме)

-Как догадались, что это зима? (слова из загадки)

- Молодцы!

2. Сюрпризный момент (звучит фонограмма)

В: - Зима – не только красивое время года, но и волшебное…

Закройте   глаза и слушайте волшебные слова:

«В руки палочку возьму,

Волшебство я призову,

Чудо в гости к нам придет,

В зимний лес нас унесет».

 Появляется Зимушка-Зима, рядом стоит сундук с сюрпризом: снежинка, снежок.

- А вот мы и оказались во владениях самой Зимушки-Зимы.

 (Дети открывают глаза …)

 

З: - Я - Зимушка-Зима (голос Зимы)

В мешке стужу принесла,

На землю холод трясла!

У реки гостила,

Во всю реку мост мостила;

У избы побывала,

Окна все разрисовала;

По полям-лесам ходила

Белой шубой все накрыла;

Дороги снегом замела

И сугробы нагребла.

З: - Здравствуйте, девочки и мальчики!    (пауза)  

 

3. Д/игра «Признаки Зимы» (Речевые игры)

 

З: - Я рада вас видеть и хочу, чтобы вы поиграли с моей волшебной снежинкой, посмотрите, какая она нежная, изящная…

 «Снежинку вы передавайте, Зима какая? называйте!»

В: - Спасибо, Зимушка!  Ребята, давайте поиграем со снежинкой!

Ответы детей (снежная, вьюжная, красивая, мягкая, легкая, сказочная, холодная, долгая, белая, морозная, суровая, серебристая, волшебная, веселая, нарядная…)

З: - Молодцы! (голос)

В: Ребята, а Зимушка еще приготовила один сюрприз(достаю снежок)

Дети, давайте еще поиграем.
Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам свой снежок, договорит недосказанное мной слово-действие:

- зимой метель (Что делает?) (метёт)

- ночью ветер в трубах (воет, завывает)

- в зимнем лесу голодный волк (воет, рыщет)

- всю зиму медведь в берлоге (спит)

- мороз щёки и нос (щиплет)

-зимой вода в реке (замерзает)

- иней на ветках деревьев (блестит)

- зимой деревья (спят)

 

З: - Молодцы, ребята! Вы знаете, какая  зима!

 Многие великие люди воспевали Зиму,  я вам хочу подарить сундук,  который поможет узнать об этих великих людях!  (в сундуке лежит диск, портрет, книга, карточки-мнемоквадраты).

З: - А мне пора по своим делам! Удачи вам, ребята!

 В: - До свиданья! Спасибо тебе, Зима! А теперь, ребята, вы в снежинок превратитесь, покружитесь и  на стулья все легко садитесь! (дети рассаживаются на стулья) (Звучит фонограмма)

 (Кукла Зимы убирается)

В: - Ребята, давайте откроем этот сундучок и посмотрим, что нам приготовила Зима?( достаю диск)

В: - Ребята,  оказывается,  композиторы тоже воспевали Зиму! Сейчас мы с вами закроем глаза и мысленно представим себе картины зимней природы, а  чтобы представить их ещё ярче, нам поможет музыка Петра Ильича Чайковского из альбома «Времена года» «Зима»

- Сели поудобнее, закрыли глаза и начинаем мысленно представлять…

- Какие картины зимней природы вы себе представили, когда слушали музыку?      

- Как вы думаете, любил ли композитор русскую зиму? Как вы догадались?

- Ребята, надо заглянуть в сундук и посмотреть, что же там ещё интересное лежит? (Портрет, книга и картинки-мнемоквадраты)

4. Биография Ивана Захаровича Сурикова (портрет)

В: - Кто узнал, чей это портрет?

В: (сидя)- Ребята, не только композиторы и художники воспевали своим искусством красоту зимней природы. Много поэтов посвящали ей свои стихи. Есть у меня один любимый поэт – это Иван Захарович Суриков.

    Он родился 6 апреля 1841 году в деревне Новоселовка Ярославской губернии. Их семья жила очень бедно, поэтому Иван Захарович Суриков самостоятельно учился читать и писать. Все свое детство провел в деревне.  Он очень любил зимой кататься на санках с горы, лепить снеговиков. Об этом времени года он сохранил самые светлые и яркие воспоминания. Когда он вырос, написал об этом стихотворение под названием «Детство».

- Вспомните, какие еще произведения И.З. Сурикова вы знаете? («Зима»)

 

5. Рассказывание стихотворения воспитателем

В: - Послушайте внимательно стихотворение И. З. Сурикова «Детство» .

 

6. Беседа по содержанию стихотворения

В: - Ребята,  как называется стихотворение?

- Скажите, о каком времени года пишет поэт? (о зиме)

- Что вспоминает Иван Захарович Суриков? (свое детство)
- От чьего имени написано стихотворение (от имени автора, когда он был маленьким мальчиком)

- Какие слова подбирает, чтобы описать гору? Какая она? (крутая)

- Как вы понимаете слова «кубарем качуся под гору, в сугроб» (переворачиваясь с живота на спину, вниз с горы)

- Как вы думаете, какое настроение было у поэта в это время года? (Хорошее, веселое, радостное)

- А почему "над бедой" весело хохочут друзья пострадавшего ?

( на самом деле-то ничего серьезного не произошло, подумаешь, все лицо и руки засыпаны снегом)

Воспитатель читает последнее четверостишие, голосом подчеркивая несерьезность горя и обращая на это внимание детей.

- С какой интонацией лучше рассказывать это стихотворение? Каким голосом?

- Похожи ли забавы детей из стихотворения на ваши?

- Ребята, сегодня мы с вами выучим это стихотворение!

- А чтобы вам легче было запомнить, нам Зима подарила вот эти  картинки-подсказки, вот смотрите…(достать из сундука)

7. Повторное чтение стихотворения с установкой на запоминание

В: - Рассказать стихотворение помогут картинки - мнемоквадраты (Выкладываю по ходу рассказывания мнемоквадраты).

В: - Слушайте его еще раз внимательно и смотрите на подсказки.

 

8. Физкультминутка «Зима»

В: - А теперь немного отдохнем!

- В этом стихотворении дети катались на санках, и я вас приглашаю на весёлую прогулку! (Фонограмма)

 

Наши детки в санки сели

Громко песенку запели,

Покатились далеко,

Не догонит их никто.

 

За веревочку взялись

Помчались с горки вниз.

И вдруг салазки на бок - хлоп!

— Все попадали в сугроб.

 

Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй,

Все попадали в сугроб.

Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй,

Все попадали в сугроб.

 

Вставай, дружок,

Отряхивай снежок.

И снова в саночки садись,

С горки весело катись.

 

 

В: - Ох, весело нам всем было! Садимся на места, ребята!

9. Рассказывание стихотворения детьми.

В: - А сейчас я предлагаю  вам красиво и выразительно рассказать  это стихотворение по цепочке, начнет Вася…..если возникнут затруднения, не волнуйтесь,  я буду помогать!

В: - Молодцы!  Кто хочет рассказать стихотворение сам от начала до конца? - (4 чел)

10. Подведение итога. Рефлексия.

В: - Вот какие мы молодцы! Понравилось вам наше занятие?

 - О чем сегодня говорили на занятии? (О зиме. Какая бывает зима? Кто ее воспевает?- Композиторы,  художники и поэты.)

В: -С каким произведением мы познакомились?( Произведение называется-«Детство»)

-  Как зовут автора? (Суриков Иван Захарович)

-  Где мы с вами сегодня побывали? (в гостях у Зимы, в ее владениях)

- Что там делали? (играли, выполняли задания)

-  Что помогло нам запомнить стихотворение? (мнемотаблица, мнемоквадраты)

В: - Скажите, ребята,  чье выразительное чтение стихотворения из детей вам больше всего понравилось?

В: - Вы все молодцы и умницы, мне очень понравились ваши рассказывания стихотворения!

В: - Наше занятие подошло к концу, всем большое  спасибо!