Заучивание стихотворения "Детство" с опорой на мнемотаблицу. (Развитие речи)- подготовительная группа. Подготовила и провела: Бикалова Е.В.
Цель: Познакомить детей с новым поэтическим произведением и разучить стихотворение.
Задачи:
1. учить детей выразительно читать наизусть стихотворение И. З. Сурикова «Детство» с опорой на мнемотаблицу, с помощью кодирования слов картинками и символами;
2. развивать у детей поэтический слух, умение понимать и воспроизводить образный язык, интонационную выразительность речи;
3. воспитывать эмоциональную отзывчивость на картины зимней природы и взаимоотношения детей.
Оборудование: портрет И. З. Сурикова, мнемотаблица к стихотворению «Детство», кукла Зимушка, снежинка, мольберт, фонограмма, декорация дворца Зимушки, ширма, сундук.
Методический приём:
Наглядные: мнемосхемы, книга
Словесные: заучивание наизусть, беседа, чтение, загадывание загадки, заучивание наизусть, проговаривание хором.
Практические: словесные игры, игровые упражнения.
Интеграция областей: физическое, познавательное, речевое развитие.
Предварительная работа:
Беседа о И.З. Сурикове, рассмотрение иллюстраций, картин о зиме, презентация «Зима в картинах русских художников», рисование, аппликация зимнего леса, беседа о зимнем лесе, о снеге, о деревне, деревенских жителях,; чтение стихов, рассказов о зимнем лесе, о зиме; наблюдения за погодой, природными явлениями; разучивание физкультминутки.
Словарная работа: во владениях, интонация, голос, крутая гора, кубарем.
Ход:
1.Оргмомент
В: - Ребята, к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Приветствие «Друг»:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой)
В: - Ребята, повернитесь ко мне и внимательно послушайте мою загадку:
«Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила»
- Кто догадался, о чем загадка? (о Зиме)
-Как догадались, что это зима? (слова из загадки)
- Молодцы!
2. Сюрпризный момент (звучит фонограмма)
В: - Зима – не только красивое время года, но и волшебное…
Закройте глаза и слушайте волшебные слова:
«В руки палочку возьму,
Волшебство я призову,
Чудо в гости к нам придет,
В зимний лес нас унесет».
Появляется Зимушка-Зима, рядом стоит сундук с сюрпризом: снежинка, снежок.
- А вот мы и оказались во владениях самой Зимушки-Зимы.
(Дети открывают глаза …)
З: - Я - Зимушка-Зима (голос Зимы)
В мешке стужу принесла,
На землю холод трясла!
У реки гостила,
Во всю реку мост мостила;
У избы побывала,
Окна все разрисовала;
По полям-лесам ходила
Белой шубой все накрыла;
Дороги снегом замела
И сугробы нагребла.
З: - Здравствуйте, девочки и мальчики! (пауза)
3. Д/игра «Признаки Зимы» (Речевые игры)
З: - Я рада вас видеть и хочу, чтобы вы поиграли с моей волшебной снежинкой, посмотрите, какая она нежная, изящная…
«Снежинку вы передавайте, Зима какая? называйте!»
В: - Спасибо, Зимушка! Ребята, давайте поиграем со снежинкой!
Ответы детей (снежная, вьюжная, красивая, мягкая, легкая, сказочная, холодная, долгая, белая, морозная, суровая, серебристая, волшебная, веселая, нарядная…)
З: - Молодцы! (голос)
В: Ребята, а Зимушка еще приготовила один сюрприз(достаю снежок)
Дети, давайте еще поиграем.
Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам свой снежок, договорит недосказанное мной слово-действие:
- зимой метель (Что делает?) (метёт)
- ночью ветер в трубах (воет, завывает)
- в зимнем лесу голодный волк (воет, рыщет)
- всю зиму медведь в берлоге (спит)
- мороз щёки и нос (щиплет)
-зимой вода в реке (замерзает)
- иней на ветках деревьев (блестит)
- зимой деревья (спят)
З: - Молодцы, ребята! Вы знаете, какая зима!
Многие великие люди воспевали Зиму, я вам хочу подарить сундук, который поможет узнать об этих великих людях! (в сундуке лежит диск, портрет, книга, карточки-мнемоквадраты).
З: - А мне пора по своим делам! Удачи вам, ребята!
В: - До свиданья! Спасибо тебе, Зима! А теперь, ребята, вы в снежинок превратитесь, покружитесь и на стулья все легко садитесь! (дети рассаживаются на стулья) (Звучит фонограмма)
(Кукла Зимы убирается)
В: - Ребята, давайте откроем этот сундучок и посмотрим, что нам приготовила Зима?( достаю диск)
В: - Ребята, оказывается, композиторы тоже воспевали Зиму! Сейчас мы с вами закроем глаза и мысленно представим себе картины зимней природы, а чтобы представить их ещё ярче, нам поможет музыка Петра Ильича Чайковского из альбома «Времена года» «Зима»
- Сели поудобнее, закрыли глаза и начинаем мысленно представлять…
- Какие картины зимней природы вы себе представили, когда слушали музыку?
- Как вы думаете, любил ли композитор русскую зиму? Как вы догадались?
- Ребята, надо заглянуть в сундук и посмотреть, что же там ещё интересное лежит? (Портрет, книга и картинки-мнемоквадраты)
4. Биография Ивана Захаровича Сурикова (портрет)
В: - Кто узнал, чей это портрет?
В: (сидя)- Ребята, не только композиторы и художники воспевали своим искусством красоту зимней природы. Много поэтов посвящали ей свои стихи. Есть у меня один любимый поэт – это Иван Захарович Суриков.
Он родился 6 апреля 1841 году в деревне Новоселовка Ярославской губернии. Их семья жила очень бедно, поэтому Иван Захарович Суриков самостоятельно учился читать и писать. Все свое детство провел в деревне. Он очень любил зимой кататься на санках с горы, лепить снеговиков. Об этом времени года он сохранил самые светлые и яркие воспоминания. Когда он вырос, написал об этом стихотворение под названием «Детство».
- Вспомните, какие еще произведения И.З. Сурикова вы знаете? («Зима»)
5. Рассказывание стихотворения воспитателем
В: - Послушайте внимательно стихотворение И. З. Сурикова «Детство» .
6. Беседа по содержанию стихотворения
В: - Ребята, как называется стихотворение?
- Скажите, о каком времени года пишет поэт? (о зиме)
- Что вспоминает Иван Захарович Суриков? (свое детство)
- От чьего имени написано стихотворение (от имени автора, когда он был маленьким мальчиком)
- Какие слова подбирает, чтобы описать гору? Какая она? (крутая)
- Как вы понимаете слова «кубарем качуся под гору, в сугроб» (переворачиваясь с живота на спину, вниз с горы)
- Как вы думаете, какое настроение было у поэта в это время года? (Хорошее, веселое, радостное)
- А почему "над бедой" весело хохочут друзья пострадавшего ?
( на самом деле-то ничего серьезного не произошло, подумаешь, все лицо и руки засыпаны снегом)
Воспитатель читает последнее четверостишие, голосом подчеркивая несерьезность горя и обращая на это внимание детей.
- С какой интонацией лучше рассказывать это стихотворение? Каким голосом?
- Похожи ли забавы детей из стихотворения на ваши?
- Ребята, сегодня мы с вами выучим это стихотворение!
- А чтобы вам легче было запомнить, нам Зима подарила вот эти картинки-подсказки, вот смотрите…(достать из сундука)
7. Повторное чтение стихотворения с установкой на запоминание
В: - Рассказать стихотворение помогут картинки - мнемоквадраты (Выкладываю по ходу рассказывания мнемоквадраты).
В: - Слушайте его еще раз внимательно и смотрите на подсказки.
8. Физкультминутка «Зима»
В: - А теперь немного отдохнем!
- В этом стихотворении дети катались на санках, и я вас приглашаю на весёлую прогулку! (Фонограмма)
Наши детки в санки сели
Громко песенку запели,
Покатились далеко,
Не догонит их никто.
За веревочку взялись
Помчались с горки вниз.
И вдруг салазки на бок - хлоп!
— Все попадали в сугроб.
Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй,
Все попадали в сугроб.
Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй,
Все попадали в сугроб.
Вставай, дружок,
Отряхивай снежок.
И снова в саночки садись,
С горки весело катись.
В: - Ох, весело нам всем было! Садимся на места, ребята!
9. Рассказывание стихотворения детьми.
В: - А сейчас я предлагаю вам красиво и выразительно рассказать это стихотворение по цепочке, начнет Вася…..если возникнут затруднения, не волнуйтесь, я буду помогать!
В: - Молодцы! Кто хочет рассказать стихотворение сам от начала до конца? - (4 чел)
10. Подведение итога. Рефлексия.
В: - Вот какие мы молодцы! Понравилось вам наше занятие?
- О чем сегодня говорили на занятии? (О зиме. Какая бывает зима? Кто ее воспевает?- Композиторы, художники и поэты.)
В: -С каким произведением мы познакомились?( Произведение называется-«Детство»)
- Как зовут автора? (Суриков Иван Захарович)
- Где мы с вами сегодня побывали? (в гостях у Зимы, в ее владениях)
- Что там делали? (играли, выполняли задания)
- Что помогло нам запомнить стихотворение? (мнемотаблица, мнемоквадраты)
В: - Скажите, ребята, чье выразительное чтение стихотворения из детей вам больше всего понравилось?
В: - Вы все молодцы и умницы, мне очень понравились ваши рассказывания стихотворения!
В: - Наше занятие подошло к концу, всем большое спасибо!