Развитие речи в старшей группе по теме «Посуда». Подготовила и провела: Фомичева Т.Т.
НОД по развитию речи в старшей группе комбинированной направленности по теме «Посуда».
Задачи:
-связная речь: учить отвечать на вопросы по стихотворению и составлять описательный рассказ о предметах посуды;
-словарь и грамматика: активизировать словарь по теме «Посуда»; активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов); учить пониманию многозначных слов (глубокий-мелкий);закреплять умение классифицировать предметы посуды по назначению; закреплять умение подбирать к существительным прилагательные , согласовывать их в роде; учить образовывать названия предметов посуды по аналогии;
-развивать у детей произвольное внимание, зрительную и речевую память, логическое мышление.
Материал: тарелки (глубокая и мелкая),вилка и ложка, кружка, картинки с изображением предметов посуды, мяч.
Ход занятия:
1. Речевая разминка. Игра «Скажи наоборот» (с мячом)
Пустая чашка-полная чашка
Горячая сковорода-холодная сковорода;
Глубокая тарелка-мелкая тарелка;
Высокий стакан-низкий стакан;
Широкая кастрюля-узкая кастрюля;
Большая ложка- маленькая ложка;
Острый нож- тупой нож;
Длинная ручка (у сковородки)- короткая ручка;
2.Чтение стихотворения С.Капутикян «Маша обедает»
...Никому отказа нет,
Подан каждому обед.
Собачке-в миске,
В блюдечке-киске,
Курочке-несушке-
Пшена в черепушке.
А Машеньке в тарелке.
В глубокой, не в мелкой.
Вопросы:
-О чем говорится в стихотворении?
-В чем подают обед собачке, киске, курочке-несушке?
-А из чего обедает Машенька?
-Как это можно назвать одним словом?
Дети: Посуда.
3.Упражнение «Назови посуду».
Как называется посуда, в которой готовят на кухне?(Кухонная)
Как называется посуда, которую ставят на стол?(столовая)
Как называется посуда, которую подают к чаю? (чайная)
Игра «Скажи какая?» (работа в подгруппах)
Перед детьми картинка предмета посуды, им надо назвать признак , не повторяя ответы друг друга.
В-ль: А теперь я накрою стол, а вы скажете, что будет делать Маша. Как называется действие, когда накрывают на стол? (Сервировка)
(В-ль выставляет мелкую и глубокую тарелки, кружку, ложку и вилку.)
Дети : Маша будет обедать.
4. Работа с многозначными словами.
В-ль: Правильно. Посмотрите, у нас на столе две тарелки. Сравните, чем они похожи. Чем отличаются?
Ответы детей.
В-ль: Как вы понимаете выражения: глубокая река (имеет большую глубину), мелкая река ( неглубокая), мелкий дождик (несильный), глубокое чувство (сильное), мелкий песок (некрупный).
5. Физкультминутка
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки.
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца.
Только стукни -разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес.
6. Упражнение «Во что кладут? Наливают»
Кроме тех предметов посуды, которые мы с вами называли, есть еще предметы, которые часто стоят на столе и в них что –нибудь кладут или наливают.
Сахар кладут в сахарницу.(образец дает педагог)
Хлеб , салат, конфеты, масло, соль, сухари.
Молоко, суп, сливки, соус, чай, кофе.
7.Составление описательного рассказа по плану. «Магазин посуды»
План:
-Что за посуда?
-Из чего сделана?
-Форма, цвет. Дополнительные детали.
-Для чего нужна?
Например: это кухонная посуда. Она металлическая. Круглой формы, синего цвета. У нее есть ручка и крышка. На ней жарят мясо. Картошку, рыбу.
Дети должны угадать, что это за посуда и показать картинку.
8. Итог занятия.
Задачи:
-связная речь: учить отвечать на вопросы по стихотворению и составлять описательный рассказ о предметах посуды;
-словарь и грамматика: активизировать словарь по теме «Посуда»; активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов); учить пониманию многозначных слов (глубокий-мелкий);закреплять умение классифицировать предметы посуды по назначению; закреплять умение подбирать к существительным прилагательные , согласовывать их в роде; учить образовывать названия предметов посуды по аналогии;
-развивать у детей произвольное внимание, зрительную и речевую память, логическое мышление.
Материал: тарелки (глубокая и мелкая),вилка и ложка, кружка, картинки с изображением предметов посуды, мяч.
Ход занятия:
1. Речевая разминка. Игра «Скажи наоборот» (с мячом)
Пустая чашка-полная чашка
Горячая сковорода-холодная сковорода;
Глубокая тарелка-мелкая тарелка;
Высокий стакан-низкий стакан;
Широкая кастрюля-узкая кастрюля;
Большая ложка- маленькая ложка;
Острый нож- тупой нож;
Длинная ручка (у сковородки)- короткая ручка;
2.Чтение стихотворения С.Капутикян «Маша обедает»
...Никому отказа нет,
Подан каждому обед.
Собачке-в миске,
В блюдечке-киске,
Курочке-несушке-
Пшена в черепушке.
А Машеньке в тарелке.
В глубокой, не в мелкой.
Вопросы:
-О чем говорится в стихотворении?
-В чем подают обед собачке, киске, курочке-несушке?
-А из чего обедает Машенька?
-Как это можно назвать одним словом?
Дети: Посуда.
3.Упражнение «Назови посуду».
Как называется посуда, в которой готовят на кухне?(Кухонная)
Как называется посуда, которую ставят на стол?(столовая)
Как называется посуда, которую подают к чаю? (чайная)
Игра «Скажи какая?» (работа в подгруппах)
Перед детьми картинка предмета посуды, им надо назвать признак , не повторяя ответы друг друга.
В-ль: А теперь я накрою стол, а вы скажете, что будет делать Маша. Как называется действие, когда накрывают на стол? (Сервировка)
(В-ль выставляет мелкую и глубокую тарелки, кружку, ложку и вилку.)
Дети : Маша будет обедать.
4. Работа с многозначными словами.
В-ль: Правильно. Посмотрите, у нас на столе две тарелки. Сравните, чем они похожи. Чем отличаются?
Ответы детей.
В-ль: Как вы понимаете выражения: глубокая река (имеет большую глубину), мелкая река ( неглубокая), мелкий дождик (несильный), глубокое чувство (сильное), мелкий песок (некрупный).
5. Физкультминутка
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки.
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца.
Только стукни -разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес.
6. Упражнение «Во что кладут? Наливают»
Кроме тех предметов посуды, которые мы с вами называли, есть еще предметы, которые часто стоят на столе и в них что –нибудь кладут или наливают.
Сахар кладут в сахарницу.(образец дает педагог)
Хлеб , салат, конфеты, масло, соль, сухари.
Молоко, суп, сливки, соус, чай, кофе.
7.Составление описательного рассказа по плану. «Магазин посуды»
План:
-Что за посуда?
-Из чего сделана?
-Форма, цвет. Дополнительные детали.
-Для чего нужна?
Например: это кухонная посуда. Она металлическая. Круглой формы, синего цвета. У нее есть ручка и крышка. На ней жарят мясо. Картошку, рыбу.
Дети должны угадать, что это за посуда и показать картинку.
8. Итог занятия.