Преодоление гиперсаливации. Подготовила: учитель-дефектолог, логопед Соловьева М.П.
Преодоление гиперсаливации
Рекомендации:
· Ребёнка учат подсасывать слюну с сомкнутыми губами, а потом учат глотать её. Сначала это делается с запрокинутой головой, а потом в нормальном положении.
· Ребёнку постоянно делается напоминание о необходимости проглатывания слюны перед речью или перед артикуляционным упражнением.
· Окружающие должны постоянно контролировать положение рта ребенка и напоминать ему о необходимости держать рот закрытым, когда он ест и не разговаривает
· Через определенные промежутки времени предлагать ребенка сглотнуть слюну
· Полоскание полости рта с использованием лекарственных трав:
настоя шиповника, коры дуба, тысячелистника.
Предварительно необходимо удостовериться в отсутствии у ребёнка аллергии.
· Поэтапное полоскание горла: минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.
· Зеваем, жуём, глотаем.
Запрокинув голову:
1. Имитировать жевательные движения с закрытым ртом.
2. Позёвывать.
3. Жевание и глотание с закрытым ртом
Упражнения
1. «Йог»
Вращать языком в преддверии рта, затем сглотнуть слюну.
2. «Птенчики ( окошечко)»
открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течении 3 - 5 секунд. Закрыть рот.
Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости.
Удерживать рот открытым в течение 5 - 10 секунд.
3. «Толстячок – худышка»
Надувание обеих щёк одновременно.
Втягивание щёк в ротовую полость
4. «Шарики»
Надуть одну щёку – сдуть.
Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4 -5 раз.
5. «Усики»
Удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров, деревянный и
металлический шпатель,, пузырьки из -под лекарства разных диаметров
6. «Сушить» язычок»
Язычок сделать трубочкой, всасывать воздух в себя через язычок-трубочку
7. «Буря в стакане»
В стакан налить воды. Взять трубочку для сока и дуть через неё. Следить, чтобы не надувались
щёки.
8. «Мёд или хлебный шарик»
Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки
1- 2 капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения.
На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «часики» или делать движения языком вперёд-назад.
9. Жуём твёрдую пищу
Грызём, жуём, глотаем - морковку, яблоки, мясо....
Грызём: сухари, баранки,
10. Произнесение гласных: а, э, и на твёрдой атаке для активизации мышц мягкого нёба.
а а а; э э э; и и и;
аэ, аэ, аэ; эа, эа, эа; аи, аи, аи; эи, эи, эи;
аэи, аэи, аэи.
Криотерапия в преодолении гиперсаливации.
Нетрадиционным методом преодоления гиперсаливации является криотерапия.
Этот метод основывается на том, что гиперсаливация часто связана со сниженой чувствительностью, т.е. ребёнок не чувствует, что у него накопилась слюна и ему надо сглотнуть. Криотерапия используется для повышения чувствительности. Этот метод даёт результат не во всех случаях и требует нескольких месяцев работы, но безопасен и не травматичен.
[криотерапия] Расположение активных точек в области губ
Данное упражнение заключается в поочередном прикладывании кусочка льда к расположенным по контуру губ шести точкам (показано на рисунке). Длительность удерживания кусочка льда на точках может колебаться от пяти секунд до 1 мин.
Динамика преодоления гиперсаливации при дизартрии во многом зависит от степени выраженности речевого нарушения и самого симптома. В некоторых случаях избыточное слюнотечение можно просто уменьшить, но не убрать его совсем, но бороться с эти неприятным явлением стоит.