Обучение детей пересказу сказки "Заюшкина избушка" с опорой на мнемотаблицу. (Развитие речи)- средняя группа. Подготовила и провела: Притыка Е.Г.
Цель: учить детей правильному рассказыванию сказки с опорой на мнемотаблицу.
Задачи:
Обучающие - активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку; упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий; закреплять умение составлять сказку связно в логической последовательности;
Развивающие - развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление;
Воспитательные - воспитывать доброжелательное отношение к животным;
Словарная работа: ледяная избушка-домик, лубяная избушка- домик, посечи.
Предварительная работа - чтение сказки «Заячья избушка», рассматривание и обсуждение сюжетных картинок по сказке.
Ход занятия:
1. Приветствие гостей.
-Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло! Давайте поприветствуем их:
Улыбнемся солнышку: Здравствуй, дорогое!
Улыбнемся небу: Здравствуй, голубое!
Улыбнемся снегу: Сыпь, как из ведра!
Улыбнемся мы гостям, пожелаем им добра!
2. Восп.: -Скажите, вы любите сказки?
-Я тоже люблю сказки.
-А хотите, чтоб мы сегодня оказались в ней?
-Тогда повторяйте за мной:
Покружись, покружись,
Вокруг себя повернись,
В сказочном лесу очутись!
-Вот мы и оказались в лесу, давайте сядем на стульчики и узнаем, в какой сказке мы оказались. (воспитатель открывает доску, на ней избушка из ватмана и герои сказки: лиса и заяц).
-Отгадайте, какая это сказка? (Воспитатель читает:
Снежный терем у лисицы,
Убежал весной водицей,
К зайке попросилась в дом
Да и выгнала потом.)
--«Заюшкина избушка»
-Правильно!
-Давайте сядем поудобней и послушаем эту сказку.
(Воспитатель рассказывает сказку, заполняя пустые «окна» мнемотаблицы картинками по сюжету).
ВОПРОСЫ:
- Что значит ледяная? (сделана изо льда)
-Что значит лубяная? (сделана из коры дерева)
-Что случилось с зайчиком? (лиса выгнала из дома)
-Какая лиса была в этой сказке? (злая, хитрая)
-Кто первый хотел помочь зайчику? (собака)
-Кто еще хотел помочь? (медведь)
-Почему они не смогли помочь? (испугались, убежали)
-А кто смог помочь зайчику? (петух)
-Что прокричал петушок, чтоб выгнать лису? (Уходи лиса вон, несу косу на плечи, чтоб тебя посечи!)
-Что значит «посечи»? (наказать, порубить)
-Почему петуху удалось выгнать лису? (он смелый, никого не боится).
–Интересная сказка?
3.-Что- то мы засиделись, пойдем погуляем! (ФИЗМИНУТКА)
-Ну- ка, дружно все присели,
Друг на друга поглядели.
И похлопали в ладошки:
Хлоп, да хлоп, хлоп, да хлоп.
Что у зайцев на макушке?
Пляшут весело там ушки.
Раз подскок, два подскок,
Поскакали все в лесок!(можно 2 раза)
-Ой, ребята, смотрите, это зайка!
(под елочкой сидит ребёнок-заяц)
Восп.: -Здравствуй, зайка, что ты один здесь делаешь?
Заяц. – Сижу, скучаю.
Восп.:-Ребята, может, расскажем сказку Зайчишке, только она заколдована. В ней только картинки! Я думаю, что вы легко справитесь с заданием, потому что только прослушали эту сказку. Присаживайся, Зайка, рядом с детками и послушай сказку.
Заяц. Спасибо, я очень люблю сказки.
- Кто скажет, как называется эта сказка? (Заюшкина избушка)
- С чего начинается эта сказка? Правильно: жили были…
- Кто хочет начать рассказывать сказку?
1 й ребенок:
- Жили были лиса и заяц.
(показ первой картинки- лиса в ледяной избушке)
- У лисы была избушка ледяная, а у зайца лубяная. Пришла весна, пригрело солнышко, и домик лисы растаял.
2 й ребенок:
-Лиса попросилась к зайцу погреться и выгнала его. Сидит заяц, плачет. (показывает следующую картинку). Бегут мимо собаки, решили помочь выгнать лису, но у них не получилось.
3 й ребенок:
-Идет мимо медведь, захотел помочь зайцу. Гнал, гнал- не выгнал.
-Идет мимо петушок и говорит: «Давай я тебе помогу!» Заяц говорит: «Собаки гнали лису- не выгнали, медведь гнал лису- не выгнал, и ты не сможешь выгнать.»
4 й ребенок:
-Петушок как закричит: «Уходи, лиса, вон, несу косу, чтоб тебя посечи!»
Испугалась лиса и убежала, а заяц с петушком стали жить вместе.
(Если кто-то из детей захочет один рассказать всю сказку, дать эту возможность ему)
Восп.: -Молодцы, ребята!
- Зайка, тебе понравилась сказка?
-Да, конечно.
Воспитатель хвалит детей.
Восп.: Ну, мы рады, что тебе понравилась наша сказка, тебя, наверное, мама уже заждалась, да и нам пора прощаться.