ГлавнаяПедагогическая копилкаОбщее недоразвитие речи. Составила: учитель-дефектолог, логопед Соловьева М.П.

Общее недоразвитие речи. Составила: учитель-дефектолог, логопед Соловьева М.П.

10 апреля 2018 - Редактор
Общее  недоразвитие речи. Составила:  учитель-дефектолог, логопед Соловьева М.П.

                      Общее  недоразвитие речи


    Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речи, касающихся и звуковой, и смысловой сторон при нормальном слухе и интеллекте.

 



III уровень речевого развития при ОНР  характеризуется следующими признаками:

Фразовая речь – развернутая; с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития; в активной речи ребенок использует в основном простые предложения; затрудняется или не умеет распространять простые предложении и строить сложные;
Связное речевое высказывание отличается отсутствием четкости,
последовательности изложения, отражается внешняя сторона явлений и
не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

Понимание речи – приближается к норме, но есть затруднения в понимании изменений слов, выраженных приставками, суффиксами, в различении оттенков значений однокоренных слов, усвоении логико-грамматических структур, отражающие причинно-следственные, временные, пространственные связи и отношения.     
                             

Словарный запас – значительно возрастает; используются все части речи, но преобладают существительные и глаголы, недостаточно прилагательных (особенно относительных, притяжательных), наречий; предлоги, даже простые могут употребляться с ошибками;

 характерно неточное употребление глаголов, замена названий частей
 предметов названиями целых предметов; страдает навык    словообразования и словотворчества, затруднен подбор однокоренных слов.

 




Грамматический строй речи – правильно употребляются простые грамматические формы, но допускаются специфические ошибки:  неправильное согласование прилагательных с существительными в
роде, числе падеже; числительных с существительными, пропуски и замена предлогов; ошибки в ударениях и падежных окончаниях.

                                                            

Звукопроизношение – произносительные возможности улучшаются, но по-прежнему могут оставаться все виды нарушений                                                                                     

 

Слоговая структура слова – нарушений меньше, но в наиболее трудных случаях ошибки и искажения остаются, особенно страдает звуконаполняемость слов.

 

Фонематическое восприятие – недостаточно развито; готовность к звуковому анализу и синтезу  самостоятельно не формируется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    IV уровень речевого развития при ОНР 
    (нерезко  выраженное  ОНР)
                                     характеризуется следующими признаками:

 

Нет грубых нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь неточно четкое различение звуков речи. Эти дети могут допускать перестановки слогов и звуков в речевом потоке. У них недостаточно внятная дикция, вялая артикуляция.

Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению («Мальчик чистит метлой двор» - вместо «Мальчик подметает метлой двор»), в смешении признаков («большой дом» – вместо «высокий дом»)

В грамматическом оформлении речи возможны ошибки в употреблении существительных родительного падежа множественного числа («много пеней» - вместо «много пней»).

Все ошибки встречаются в незначительных количествах и носят непостоянный характер.   Причем если предложить ребенку сравнить         
верный и неверный ответы, то им будет сделан    правильный выбор.