Общее недоразвитие речи. Составила: учитель-дефектолог, логопед Соловьева М.П.
Общее недоразвитие речи
Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речи, касающихся и звуковой, и смысловой сторон при нормальном слухе и интеллекте.
III уровень речевого развития при ОНР характеризуется следующими признаками:
Фразовая речь – развернутая; с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития; в активной речи ребенок использует в основном простые предложения; затрудняется или не умеет распространять простые предложении и строить сложные;
Связное речевое высказывание отличается отсутствием четкости,
последовательности изложения, отражается внешняя сторона явлений и
не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.
Понимание речи – приближается к норме, но есть затруднения в понимании изменений слов, выраженных приставками, суффиксами, в различении оттенков значений однокоренных слов, усвоении логико-грамматических структур, отражающие причинно-следственные, временные, пространственные связи и отношения.
Словарный запас – значительно возрастает; используются все части речи, но преобладают существительные и глаголы, недостаточно прилагательных (особенно относительных, притяжательных), наречий; предлоги, даже простые могут употребляться с ошибками;
характерно неточное употребление глаголов, замена названий частей
предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества, затруднен подбор однокоренных слов.
Грамматический строй речи – правильно употребляются простые грамматические формы, но допускаются специфические ошибки: неправильное согласование прилагательных с существительными в
роде, числе падеже; числительных с существительными, пропуски и замена предлогов; ошибки в ударениях и падежных окончаниях.
Звукопроизношение – произносительные возможности улучшаются, но по-прежнему могут оставаться все виды нарушений
Слоговая структура слова – нарушений меньше, но в наиболее трудных случаях ошибки и искажения остаются, особенно страдает звуконаполняемость слов.
Фонематическое восприятие – недостаточно развито; готовность к звуковому анализу и синтезу самостоятельно не формируется.
IV уровень речевого развития при ОНР
(нерезко выраженное ОНР)
характеризуется следующими признаками:
Нет грубых нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь неточно четкое различение звуков речи. Эти дети могут допускать перестановки слогов и звуков в речевом потоке. У них недостаточно внятная дикция, вялая артикуляция.
Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению («Мальчик чистит метлой двор» - вместо «Мальчик подметает метлой двор»), в смешении признаков («большой дом» – вместо «высокий дом»)
В грамматическом оформлении речи возможны ошибки в употреблении существительных родительного падежа множественного числа («много пеней» - вместо «много пней»).
Все ошибки встречаются в незначительных количествах и носят непостоянный характер. Причем если предложить ребенку сравнить
верный и неверный ответы, то им будет сделан правильный выбор.