ГлавнаяПедагогическая копилкаКонсультация для педагогов на тему: «Экологическая компетентность воспитателя ДОУ». Подготовила и провела: воспитатель Волынкина Н.С.

Консультация для педагогов на тему: «Экологическая компетентность воспитателя ДОУ». Подготовила и провела: воспитатель Волынкина Н.С.

10 апреля 2019 - Редактор
Консультация для педагогов на тему:  «Экологическая компетентность воспитателя ДОУ». Подготовила и провела: воспитатель Волынкина Н.С.

   Все мы знаем, что воздействия человека на окружающую среду усиливаются не в лучшую сторону, а изменения, происходящие в биосфере, вполне могут привести к экологической катастрофе. В связи нынешней ситуацией крайне важную роль приобретают экологические знания и применение их на практике.

   Экологическое образование ставит новые проблемы перед человеком, так как требуется новый подход к оценке эффективности обучения, формированию личности, способной в дальнейшем адаптироваться к условиям жизни и применять экологические знания на деле.

   Экологическая компетентность - это владение системой знаний, взглядов, убеждений соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и направленное на осознание своей моральной ответственности за состоянием окружающей среды во всех видах профессиональной деятельности.

   Формирование экологической компетенции предполагает переориентацию всей системы работы на интересы и потребности общества, каждого субъекта с учетом экологии окружающей среды жизнедеятельности.

   Формирование экологической компетенции педагогов взаимосвязано с профессиональными компетенциями в виде:

• осознания социальной значимости своей профессии;

• мотивации к осуществлению профессиональной деятельности;

• способности использовать экологические знания и навыки для решения социальных и профессиональных задач;

• в готовности к обеспечению охраны жизни и здоровья детей.

   Формирование этих компетенций и экологического осознания в целом осуществляется путем решения ситуационных заданий, разрешения профессиональных ситуаций, профессиональных дискуссий, поиску экологических закономерностей, выполнению учебных и исследовательских проектов и др.

   Компетентность – это интегральное свойство личности, характеризующее его стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в определённой области.

   Экологическая компетентность имеет очень важный социокультурный смысл, который направлен на социализацию людей в условиях нарастания веса социально-экологических факторов. Успешность социализации зависит также от реализации гражданских прав и обязанностей человека, что определяется сформированностью у него экологических ценностей и смыслов жизни, готовности к самоограничению в потреблении благ.

    Для реализации этого решения потребуются время, средства, новые педагогические технологии и методики, а также использование других путей и средств для формирования развитого экологического сознания у большей части российского сообщества.
Образование должно стать динамичной системой, способной эффективно влиять на общественное сознание, формировать идеалы и ценности личности, не только отражая современное состояние общества, но и ориентируясь на его долговременные потребности и перспективы.             

  Рассмотрим этапы реализации экологической компетентности педагогов. 

    Формирующий этап заключается в создании и реализации модели процесса формирования экологической компетентности педагогов (рис. 1). Предлагаемая модель формирования экологической компетентности педагогов отражает связи и зависимости структурных блоков (диагностического, процессуального, результативного). 

    Содержательный блок составляют ключевые экологические компетенции как базовые единицы экологической компетентности и степень их развития. Исходя из цели, направленной на формирование экологической компетентности педагога, были выделены задачи: социальные, направленные на переподготовку педагога экологически воспитанного и образованного, творчески мыслящего и действующего, способствующего своей жизнедеятельностью решению экологических проблем; психологические, заключающиеся в содействии развитию экологических взглядов, убеждений, мировоззренческих позиций по отношению к природе, экологическим проблемам, трансформирующиеся в экологическое сознание; дидактические, предполагающие освоение квалификации, обусловленные существованием ряда педагогических условий: экологизации различных видов деятельности детей, создания экологосообразной, образовательной среды в ДОУ и его окружении, экологического просвещение родителей, сетевого взаимодействия ДОУ с научными учреждениями и учреждениями дополнительного образования.

    Результативный блок характеризует степень достижения поставленной цели. Он включает диагностику уровня сформированности экологической компетентности в процессе повышения квалификации педагогов и выявление отклонений от намеченной цели, внесение необходимых корректив, что становиться возможным на основе определения критериев и показателей сформированности экологической компетентности специалистов ДОУ.

   Таким образом, формирование экологической компетентности педагогов представляет собой непрерывный процесс постепенного включения их в экологическую деятельность посредством приобретения опыта участия в практических делах по сохранению и улучшению состояния окружающей среды, экологически значимых личностных качеств, таких как гуманность, бережливость, ответственность за результаты своей экологической деятельности, на основе применения технологии активного обучения. Все это способствует приобретению знаний о природной среде как важнейшей ценности, о характере воздействия и нормах взаимодействия человека с природой и умений творчески решать учебные экологические задачи.

   Природа - важнейшее средство познания окружающего мира. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. При этом акцент делается на воспитание любви к природе и культуре малой Родины. Любовь к Родине начинается с любви к природе. Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.

   Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

   Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

   Работа педагогов в ДОУ должна быть направлена на совершенствование системы работы по экологическому воспитанию на основе возрастных особенностей детей с учетом их индивидуальных личностных способностей и возможностей. Экологическое образование дошкольников должно занимать особое место, т. к. именно дошкольный возрастной период характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, накоплением личного опыта взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим экологическое воспитание детей-дошкольников приобретает важнейшее значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является неотъемлемой частью духовной культуры человека. Экологическая воспитанность дошкольников выражается в гуманно- ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость; интерес к природным объектам, стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ, желание и умение заботится о живом, создавать необходимые условия для жизни. Чувственное восприятие окружающего мира лежит в основе развития у детей представлений не только об объектах и явлениях, но и о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между ними и факторами окружающей среды, то есть экологических представлений. В дошкольном возрасте дети в процессе целенаправленной организации жизнедеятельности могут освоить начальные основы представлений и элементарных понятий классической экологии, экологии человека, социальной экологии, доступные способы экологического взаимодействия с природой и людьми, получить ценностные ориентиры. Цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры – базисные качества человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности - природе, «рукотворном мире», окружающих людях и себе самом – это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно - природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Задачи экологического воспитания – это задачи создания и реализации воспитательно - образовательной модели, при которой достигается эффект – очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу. Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию. Основы экологической культуры, осознанно-правильное отношение к природе, могут быть заложены лишь при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, находящимся в его окружении. Отсюда выступает и специфическая черта экологического образования дошкольников - непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения со взрослыми. Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в практической совместной деятельности детей, объединенной достижением общей цели, в ходе чего у дошкольников в условиях развивающей экологической среды формируются элементарные научные знания о природе, поддерживается интерес к познанию окружающего мира, они учится видеть в обыденном чудесное, в привычном - необычное.

   Для успешного решения задач экологического образования, а также для включенности в этот процесс детей и педагогов необходимо создать соответствующую развивающую среду. Сюда могут войти: лаборатория, игротека, библиотека, «Картинная галерея», уголок экспериментирования, уголки природы, озеленение помещений, аптека на подоконнике и экологическая тропа по территории ДОУ (огород, сад, цветники, птичий столб, уголки леса и луга).

   Сегодня в дошкольном образовании приоритетным становится компетентный выпускник образовательного учреждения. При этом в качестве результата образования рассматривается не только сумма усвоенных детьми знаний, но и способность действовать в конкретных жизненных ситуациях, в том числе – определять свои стратегии взаимодействия с природой.

   Знакомство с окружающим миром в детском саду проходит через все виды деятельности (познавательную, речевую, игровую, трудовую), формируется опыт природно-образного поведения, умения и навыки наблюдений, способность замечать и анализировать сезонные изменения в жизни растений и животных.

       Достижение поставленной цели осуществляется через решение следующих задач экологического воспитания:

•         Формирование начал экологической культуры.

•         Развитие познавательно-поискового интереса к миру природы, осознанного и ответственного отношения детей к природе.

•         Развитие сопереживание к бедствиям природы, потребности бороться за её сохранение.

•         Воспитание гуманного, эмоционально-положительного отношения к природе и    окружающему миру в целом.

В работе с детьми можно использовать различные формы и методы:

•         Продуктивная деятельность: экспериментирование, рисование, лепка, аппликация, опыты, ручной труд.

•         Работа с календарем природы, дневником наблюдения за погодой.

•         Наблюдение за объектами живой и не живой природы.

(слайд 13) Опыты с водой

(слайд 14) Опыты с воздухом

•         Рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий, альбомов.

•         Подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок.

•         Тематические выставки.

    Следует отметить, что в систему работы с детьми нужно включать разнообразную деятельность с литературными произведениями. Дети их слушают, инсценируют; разыгрывают сказки, стихотворения, вместе с воспитателем упрощёнными способами создают к ним иллюстрации.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств является проектная деятельность. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

    Итогом такой работы является то, что дети:

1) Умеют выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь

2) Самостоятельно решают задачи экологического значения в разных ситуациях

3) Стараются соблюдать правила поведения на природе

4) Проявляют познавательный интерес к окружающему миру природы, желание приносить пользу.

    В целом такой достигнутый результат можно рассматривать, как начальную ступень формирования у детей осознанного и правильного отношения к растениям, животным, предметам, самому себе как к части природы.

     В заключении хочу рассказать вам одну притчу: Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонь бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». В наших руках возможность формировать компетентную личность: любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; умеющую учиться и принимающую ценности семьи, общества, историю и культуру своего народа, доброжелательную, умеющую слушать и слышать сверстника, уважающую свое и чужое мнение; готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

    А для этого мы должны быть, во всем примером своим воспитанникам, должны быть компетентными педагогами.