ФЦКМ Тема: Дикие животные и их детеныши. «Путешествие в сказку «Как оленёнок маму искал». Подготовила и провела: Е.Г. Притыка
Задачи:
1. Закрепить знания детей о диких животных и их детенышах;
2. Совершенствование грамматического строя речи/образование им. сущ. с помощью суффиксов: -онок, -нок, -ат, -ят;
Развитие связной речи. Развитие общих речевых навыков/ Чёткости дикции, интонационной выразительности речи./ Совершенствование навыков звукового анализа слова. Развитие общей и мелкой моторики. Развитие зрительного восприятия, слухового внимания и памяти. Развитие творческого воображения и подражательности.
3. Воспитание бережного отношения к природе. Умение сопереживать.
Материал к занятию:
Предметные картинки с изображением диких животных: лиса, волк, медведь, заяц, белка, олень, барсук, ёж;
Конверты с разрезными карточками;
Мнемотаблицы к сказке;
Демонстрационный материал жилья животных: нора, дупло, берлога, куст;
Фланелеграф;
Декорация леса;
Маска-шапочки диких животных.
Словарь: Лисёнок, лосёнок, ежонок, медвежонок, бельчата, зайчата, волчата; медведица, ежиха, зайчиха, барсучиха, оленуха, оленёнок, лисица, волчица, лосиха.
Предварительная работа:
Чтение сказки «Как олененку маму искали»;
Чтение рассказов и сказок по теме «Дикие животные»;
Работа по мнемотаблицам;
Дидактические игры: «Кто где живет?», «Назови детенышей», «Найди маму», «Кто как двигается».
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Приветствие гостей «Улыбка»
- Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся…
Подарим свою улыбку и хорошее настроение….
- Ребята, любите ли вы сказки? Назовите, какие знаете сказки…..
- Молодцы! Знаете много сказок!
- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в сказку!
- Для того чтобы попасть в сказку «Как оленёнку маму искали», выполните моё задание.
- Подойдите к столу, я приготовила для вас конверты. Возьмите конверты и выложите содержимое конвертов на стол.
2. Дидактическая игра «Назовите животное»
- Из нескольких частей соберите одну целую картинку.
- Паша, кто у тебя получился? Назови…./спросить каждого – «волк», «белка», «заяц», «медведь», «рысь», «лиса»/
- А теперь посчитайте, из скольких частей сложили картинку? /из 6 частей/
- Ребята, как назвать предметы одним словом? /дикие животные/
- Давайте уточним, почему дикие животные? /живут в лесу, добывают
пищу, строят себе жилье/
- Итак, ребята, сегодня в сказке мы встретимся с дикими животными.
- А сейчас, я вас приглашаю на стульчики.
3. Рассказывание сказки «Как оленёнку маму искали» с использованием мнемотаблицы. Беседа по сказке.
- Давайте, ребята, вспомним сказку. А вспомнить нам поможет волшебная табличка.
- Ребята, какая сказка спряталась?
- Как она называется? /»Как оленёнку маму искали»/
- С чего начинается сказка? – Куда однажды собралась девочка? /сказка начинается: однажды девочка собралась на прогулку в лес/ - дети отвечают полными предложениями.
- Что неожиданно услышала девочка?.../девочка услышала, что кто-то жалобно плачет/
- Кто же это был? …/плакал малыш/
- Какой был малыш?... /тоненькие ножки, огромные глаза и крошечный дрожащий хвостик/
- Кто пришёл на помощь малышу? …/ на помощь пришли лесные мамы/
- Чем закончилась лесная сказка? … /на полянку выбежала мама оленуха и увидела своего детеныша. Все лесные мамы очень обрадовались, а больше всех обрадовалась девочка, которая с улыбкой пошла домой/
- Ребята, вам сказка понравилась? Как называется сказка?
4. Физминутка «На водопой»
- Сейчас работали ваши ушки и глазки, а теперь пусть поработают ваши ручки и ножки. Выходите, ребята, сделайте круг.
- Представьте, что мы превратились в диких животных.
«Как-то раз лесной тропой,
Звери шли на водопой.
За мамой лосихой – топал лосенок /топают/
За мамой лисицей – крался лисенок /на носочках крадутся/
За мамой ежихой – катился ежонок /в полуприсяди/
За мамой медведицей – шел медвежонок /в развалку/
За мамой белкой – скакали бельчата /прыгают/
За мамой зайчихой – косые зайчата /прыгают, сделать ушки/
Волчица вела за собою волчат /крадутся большими шагами/
Все мамы и дети напиться хотят /повернуться в круг, наклониться вперед, руки за спину, движения языком «лакают водичку»/
- Ребята, куда пришли все лесные звери? / на водопой/
5. Дидактическая игра «Узнай животное по фотографии»
- Ребята, мы хорошо отдохнули, но для вас у меня еще задание.
- Мамы диких животных прислали фотографии. И хотят чтобы вы их узнали. Готовы?
/показ карточек фото-тени диких животных/
- Кто это? /лисица, волчица, ежиха, зайчиха, медведица, барсучиха, лосиха/
- Молодцы! Всех узнали и назвали!
6. Разыгрывание сценки по ролям.
- А сейчас, я вам предлагаю стать артистами и попробовать обыграть сказку по ролям.
- Мы покажем маленький спектакль, как настоящие артисты.
Раздача ролей /лосенок, мама-оленуха, белка, медведица, ежиха, зайчиха, барсучиха/ Дети надевают шапочки-маски.
7. Итог занятия.
- Чем закончилась лесная сказка?
- Как называется сказка в которой мы побывали?
- Как зовут маму олененка? / у олененка мама – оленуха/
- Олененок нашел свою маму оленуху и все лесные мамы отправились к своим детенышам.
Дидактическая игра «Кто где живет?»
- Ребята, скажите, где живет белка? / в дупле/
- Белка отправилась в дупло к своим … / бельчатам/
- Где живет зайчиха? /под кустом/
- Зайчиха отправилась к своим …/зайчатам/
- Где живет ежиха? /в норке/
- Ежиха отправляется в норку к своим … /ежатам/
- Где живет медведица? /в берлоге/
- Медведица отправляется к своим …/медвежатам/
- Где живет барсучиха? /в норе/
- Барсучиха отправляется к своим … / барсучатам/
- Ребята, чем мы сегодня занимались? /играли, рассказывали сказку, встретились в сказке с дикими животными, показали спектакль, учились слушать друг друга/
- Спасибо за работу! Отлично поработали, все повторили, вы большие молодцы! Наше занятие окончено!