«Страна прав и обязанностей» занятие для воспитанников подготовительной группы. Подготовила и провела: социальный педагог Ястребова Ю.А.
Цель: познакомить детей с содержанием статьи Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующем право на имя, семью, образование медицинский уход;
Задачи:
- формировать понимание того, что права принадлежат детям, они неотъемлемы и неделимы;
- развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
- воспитывать уважение к правам других детей, людей.
Оборудование: Конвенция ООН «О правах ребенка», чудо-дерево, волшебные листочки, свидетельство о рождении, корзина.
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами встретились для того, чтобы отправиться в путешествие.
- Посмотрите, у меня в руках книга, не простая, а очень важная. Эта книга называется «Конвенция о правах ребенка». 20 ноября 1989 года была принята Конвенция ООН « О правах ребенка», а с 1996 года было решено ежегодно отмечать этот день как «День прав ребенка». Обратите внимание, какое сложное слово! Давайте его произнесем хором.
- Кто знает, что такое Конвенция?
(ответы детей)
- Хотите, я вам расскажу? Вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад. Тогда же появились и главные вопросы: Что могут люди делать и что не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что имеют права, на что не имеют? Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы, а заботясь о детях, написали вот эту книгу «Конвенцию о правах ребенка». Конвенция, ребята, это документ, в котором прописаны все ваши права. А что же такое право?
(ответы детей)
- Право – это то, без чего человек не может жить достойно. Вы должны знать свои права. А взрослые уважать ваши права. Каждый человек, каждый ребенок имеет не только права, но и обязанности перед обществом и должен вести себя так, чтобы его права и свобода не мешали правам и свободе других людей. Ребята, а вы хотите узнать какие права вы имеете? Тогда давайте отправимся в путешествие в необычную, волшебную страну. Сядьте поудобнее, закройте глаза. Когда я хлопну в ладоши 3 раза, вы откроете глаза.
- Ребята, мы очутились с вами в необычной стране Прав и Обязанностей. Посмотрите, это чудо-дерево, а на нем волшебные листочки. Листочки не простые, а с сюрпризом.
Ø - Ребенок срывает 1 листок. «Право на имя» - ребусы с именами.
- Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени. Сегодня мы поговорим с вами о праве человека на имя. По имени можно определить пол человека – мужчина или женщина, обратиться к товарищу.
- Кто скажет, а как мы обращаемся ко взрослому человеку (по имени, отчеству), это мы проявляем к нему уважение.
- А что такое отчество? (Отчество человеку дается от имени отца)
- На Руси к выбору имени подходили очень ответственно. Мечтали, чтобы дети росли здоровыми, сильными, крепкими и добрыми, например: Добрыня - добро, Вера – верить, Богдан – богом данный, Ярослав – слава.
- Предлагаю встать в круг и поиграть в игру «Имена»
(Поочередно поворачиваемся к соседу, хлопаем 3 раза в ладоши и называем свое имя и отчество)
- Скажите, а кто знает, что у меня в руках за документ? (Свидетельство о рождении)
- Такой документ должен иметь каждый ребенок.
- Как вы думаете, что пишется в свидетельстве? (Фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, фамилия, имя, отчество родителей)
- Встречаются ли люди с одинаковыми именами? (У мальчиков и девочек) – они называются тезки. (Саша, Женя, Валя)
- Люди с одинаковыми фамилиями? (таких людей называют однофамильцами)
- Думаю, что с правом на имя мы разобрались, можем сорвать следующий листок.
Ø - Ребенок срывает 2 листок. «Право на семью» - 7 Я
Загадка:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная? (семья)
- Кто может рассказать о своей семье? (Полными предложениями)
- Кто с вами живет в одном доме?
- Как зовут маму и папу?
- Есть ли братья или сестры?
- Как их зовут и чем они занимаются?
- Где работают родители?
(ответы детей)
- Ребята, а кто в вашей семье больше всех занимается домашними делами? (Мама)
- Что она делает? (Готовит, стирает, гладит, убирается и т.д.)
- Я хочу узнать, какие заботы по дому выполняете вы? Ведь у человека есть не только права, но и обязанности.
Игра «Корзина добрых дел»
- Нужно передавать корзину по кругу. У кого корзина в руках, тот называет свои обязанности по дому.
- Хотя корзина и осталась очень легкой, но, сколько добрых дел смогло в ней поместиться.
(Ответы детей).
Давайте подведем итог.
У каждого человека должна быть семья. У кого-то большая, у кого-то маленькая. Но в каждой семье вас любят и о вас заботятся. Вы самые счастливые дети на свете.
Стих:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды, и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Ø - Ребенок срывает 3 листок «Право на образование» - школьные принадлежности
- Как вы понимаете это право? (Учиться в школе, получать знания)
- Зачем детям нужны знания? (Чтобы быть умными, грамотными и т.д.)
- Уже 1 сентября в этом году вы пойдете первый раз в первый класс. Какие новые обязанности у вас появятся? (Добросовестно относится к урокам, быть самостоятельными, не пропускать школу, стремиться получать новые знания, уважать труд учителей и т.д.)
- Только ли в школе дети получают новые знания? (В детском саду тоже, дома, читая книги).
Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Мальчики потопали,
Девочки похлопали.
Вместе дружно повертелись
И за парты все уселись.
Крепко глазки закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Ø - Ребенок срывает 4 листок «Право на медицинское обслуживание» - медицинские принадлежности.
- Что означает это право? (Когда заболеешь, идешь к врачу, чтобы тебе назначили лечение)
- А вы знаете, что слово «здравствуй» означает «будь здоров»!? Люди при встрече желают друг другу доброго здоровья. Хорошо, если, приветствуя человека, вы назовете его имя, улыбнетесь. Так вы подарите друг другу здоровье и хорошее настроение.
Согласитесь, ребята, приятно чувствовать себя здоровыми, бодрыми и веселыми! Ведь как говорили древние мудрецы: «В здоровом теле, здоровый дух!».
Вопросы детям:
- Охарактеризуйте здорового человека (сильный, стройный, счастливый, целеустремленный, чистоплотный, аккуратный, жизнерадостный)
- Охарактеризуйте больного человека (грустный, бледный, раздражительный, слабый)
- Что помогает человеку быть здоровым? (режим дня; физкультура, прогулки, отдых; подвижные игры; питание; одеваться в соответствии со временем года; заниматься спортом; принимать витамины; не бояться делать прививки).
- Право на медицинское обслуживание необходимо всем детям, чтобы они росли здоровыми и счастливыми. Все люди должны заботиться о своем здоровье.
- давайте сорвем последний листочек.
Ø - Ребенок срывает 5 листок «Право на игру, отдых и досуг» - игрушки.
- Это право очень важное, особенно для ребят дошколят. Как вы думаете почему?
- Играя, вы учитесь, получаете новые знания. В подвижных играх вы становитесь ловкими, быстрыми. В сюжетных играх вы берете на себя роль, как взрослые мамы, папы, продавцы, парикмахеры, шоферы, строители. Никто не может отобрать у вас право на игру.
- Но у вас есть и обязанности. Какие? (Не мешать играть другим детям, выполнять правила игры, уступать друг другу в игре, играть дружно, беречь игрушки)
- Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг. Все дети имеют право отдыха, играть, участвовать в развлекательных мероприятиях.
- Отдыхать можно по-разному. Например, можно пойти в кино, театр, цирк. Очень полезно для здоровья отдыхать на природе – в деревне, в лесу, на парке, на речке.
- Все листочки на нашем чудо-дереве закончились. А это значит, что нам пора покинуть эту необычную, загадочную страну.
Садимся за столы, закрываем глаза. Как только я хлопну 3 раза в ладоши, мы снова окажемся в детском саду.
Давайте подведем итог нашего занятия.
- В какай стране мы сегодня с вами побывали? (Страна Прав и Обязанностей)
- Как называется книга, с которой мы сегодня познакомились? (Конвенция)
- Что написано в этой книге? (Права детей)
- Какие права мы сегодня узнали? (Право на имя, на семью, на образование, на медицинское обслуживание)
- Вам понравилось наше путешествие?
- Ребята, давайте не будем забывать о своих правах и обязанностях.