«Составление описательного рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» (Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе) Составила и провела: воспитатель Волынкина Н.С.
Цель: знакомство детей с культурным наследием русского народа; закреплять и углублять представления о жанрах живописи и средствах ее выразительности.
Задачи:
1. Обучающие задачи:
- учить художественному ведению пейзажной картины, стимулировать желание внимательное рассматривать;
- учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине;
- закрепить знания о весенних изменениях в живой и не живой природе;
2. Развивающие задачи:
- развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы;
- уточнить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период;
- обогащать словарный запас определениями, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения и сравнения;
3. Воспитательные задачи:
- помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине грачи прилетели;
- воспитывать желание внимательно рассматривать и понимать картину.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением птиц, заучивание стихов о весне, загадывание загадок, чтение рассказа Соколова – Микитова «Лесные картинки».
Словарная работа: грачовник, гомон, зернистый снег, небесная лазурь, вестники весны.
Ход занятия.
- Воспитатель: Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает. Когда это бывает? (весной)
- Воспитатель: Правильно, это весна.
(Слушание музыки, пение птиц).
- Воспитатель: А что это они так громко поют?
- Дети: Радуются, что наступила весна.
- Воспитатель: Да, ребята, они радуются, что наступила долгожданная весна.
- Воспитатель: (читает стихотворение)
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
(А. Плещеев)
После долгой зимы просыпается под теплыми солнечными лучами земля. Снег тает, появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев, коры деревьев, запах теплого весеннего ветерка. Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники – птицы.
Игра: «Назови птиц, которые прилетели».
(дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч кому-либо из детей. Поймавший мяч должен назвать птиц, вернувших весной из теплых краев. Ребенок, не давший ответа, выбывает из игры).
- Воспитатель: Ребята, посмотрите, как чудесно написал об этом художник Алексей Кондратьевич Саврасов в своей картине. Люди всегда ждали и радовались ее приходу, о чем свидетельствовал прилет грачей. Есть такая пословица
- «Грач на горе… весна на дворе»
- Посмотрите внимательно на картину, что интересного увидел и изобразил художник на своей картине? (Он изобразил церковь, деревья, птиц, грачей).
Что изобразил художник на переднем плане картины? (деревья, берёзы).
- Кого вы видите на берёзах? (Птиц, грачей)
- Расскажите о деревьях, которые выбрали грачи для гнезд на картине? (Деревья корявые, большие, старые, ветвистые, снизу тёмные, сверху светлые, без листиков).
- Расскажите о грачах, какие они? (чёрные, крикливые, шумливые, смешные, носатые, радостные)
- Что делают грачи? (строят, ремонтируют гнёзда, летают, кричат, галдят, хлопочут, внизу один грач нашёл ветку, держит её в клюве)
- Грачи радуются наступившей весне, что они вернулись на Родину в свои гнёзда. У них очень много хлопот, надо отремонтировать гнёзда, чтобы можно было высиживать птенцов.
- Вспомните, как называется место, где живет грачи? (Грачовник)
- Грачовник расположился на окраине села. Здесь тихо, спокойно, красиво. Видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь. - Что изобразил художник вдалеке? (поле, луг, лес, заливные луга)
- Посмотрите, есть ли на картине солнце? (Нет)
- Как вы поняли? (На небе тучи).
- Ребята, что можно сказать о небе? (Небо покрыто голубовато-серыми тучами оно низкое, грустное, холодное)
- Солнце скрылось за облаками. Оно ещё не яркое, ленивое, чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Облака нежно-жёлтого цвета. На снегу видны тени от берёз. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака.
- Лучи солнца освещают облака, и кажется, что вот-вот облако растает и солнце будет ярко освещать весеннюю землю.
- Ребята, каким вы видите снег? (Тяжёлые, мокрый, потемневший, подтаявший, рыхлый, серый, печальный)
- Какими бы словами вы бы закончили свой рассказ об этой картине? Скоро снег совсем растает и покажется мягкая и шелковистая травка. В воздухе пахнет весной. Воздух чист и свеж.
- А как бы вы назвали эту картину?
Воспитатель: Ребята, вам понравилась картина А. Саврасова «Грачи прилетели»?
Физкультминутка:
«Грачи прилетели»
Как-то раннею весной (Дети стоят в кругу)
На опушке на лесной
Появилась стая птиц, (Дети бегут на цыпочках, подняв согнутые руки в локтях)
Не скворцы и не синицы
А большущие грачи
Цвета черного, как ночь (Приседают)
Разбежались на опушке (Бегут в разные стороны)
Прыг-скок, крак-крак
Тут жучек, там червячок ( Прыгают, наклоняются вперед, вниз
Крак-крак, крак-крак)
- Воспитатель: Ну, а теперь нам ребята пора побывать в роли художника. Рассказать о солнце и о небе, о снеге и облаках, о наступающей весне и уходящей зиме, о березах и о крикливых грачах.
- Послушайте мой рассказ. Перед нами картина А. Саврасова «Грачи прилетели». Художник изобразил на ней раннюю весну. Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Оно низкое, грустное, холодное. Но лучи солнца освещают облака, и, кажется, что вот-вот облако растает, и солнце будет ярко освещать весеннюю землю.
На белых, корявых, старых березах множество грачиных гнезд, вокруг которых суетятся грачи, оглушая окрестности неумолкаемым гомоном. Недалеко от берез, возвышается колокольня старой церкви, а дальше до самого леса раскинулись поля, побуревшие от старого снега. На зернистом снегу ясно видно следы грачей. Грачи прилетели к старой березе, шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда. Им предстоит поправить и отремонтировать их. Они рассказывают друг другу о своих планах, как они обустроят свои гнезда и выведут птенцов. Они выбрали это место, потому что здесь тихо и красиво. А когда распустятся листья на деревьях, то в густой листве их гнезд не будет видно. А. Саврасов очень любил русскую природу. И свою любовь он выразил в этой картине.
- А теперь постарайтесь вы рассказать об этой картине, не спеша, выразительно, передавая голосом свое настроение и отношение к главным персонажам. (Рассказы детей)
- Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, картину какого художника мы рассматривали на нашем занятии?
Дети: Саврасова
Воспитатель: Как называется картина?
Дети: «Грачи прилетели»
Воспитатель: Какую пословицу мы с вами вспомнили на занятии?
Дети: «Грач на горе… весна на дворе»
Воспитатель: Как вы поняли смысл этой пословицы?
Дети: С прилетом грачей приходит весна
Воспитатель: Правильно. Молодцы, ребята.
Воспитатель: На этом наше занятие закончено, но так как мы с вами много говорили о грачах, я предлагаю вам разукрасить этих красивых вестников весны.