ГлавнаяПедагогическая копилка«Составление описательного рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» (Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе) Составила и провела: воспитатель Волынкина Н.С.

«Составление описательного рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» (Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе) Составила и провела: воспитатель Волынкина Н.С.

10 апреля 2019 - Редактор
«Составление описательного рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» (Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе) Составила и провела: воспитатель  Волынкина Н.С.

Цель: знакомство детей с культурным наследием русского народа; закреплять и углублять представления о жанрах живописи и средствах ее выразительности.

Задачи:

1. Обучающие задачи:

- учить художественному ведению пейзажной картины, стимулировать желание внимательное рассматривать;

- учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине;

- закрепить знания о весенних изменениях в живой и не живой природе;

2. Развивающие задачи:

- развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы;

- уточнить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период;

- обогащать словарный запас определениями, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения и сравнения;

3. Воспитательные задачи:

- помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине грачи прилетели;

- воспитывать желание внимательно рассматривать и понимать картину.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением птиц, заучивание стихов о весне, загадывание загадок, чтение рассказа Соколова – Микитова «Лесные картинки».

Словарная работа: грачовник, гомон, зернистый снег, небесная лазурь, вестники весны.

 

Ход занятия.

- Воспитатель: Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает. Когда это бывает? (весной)

- Воспитатель: Правильно, это весна.

(Слушание музыки, пение птиц).

- Воспитатель: А что это они так громко поют?

- Дети: Радуются, что наступила весна.

- Воспитатель: Да, ребята, они радуются, что наступила долгожданная весна.

- Воспитатель: (читает стихотворение)

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

(А. Плещеев)

После долгой зимы просыпается под теплыми солнечными лучами земля. Снег тает, появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев, коры деревьев, запах теплого весеннего ветерка. Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники – птицы.

Игра: «Назови птиц, которые прилетели».

(дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч кому-либо из детей. Поймавший мяч должен назвать птиц, вернувших весной из теплых краев. Ребенок, не давший ответа, выбывает из игры).

- Воспитатель: Ребята, посмотрите, как чудесно написал об этом художник Алексей Кондратьевич Саврасов в своей картине. Люди всегда ждали и радовались ее приходу, о чем свидетельствовал прилет грачей. Есть такая пословица

- «Грач на горе… весна на дворе»

- Посмотрите внимательно на картину, что интересного увидел и изобразил художник на своей картине? (Он изобразил церковь, деревья, птиц, грачей).

Что изобразил художник на переднем плане картины? (деревья, берёзы).

- Кого вы видите на берёзах? (Птиц, грачей)

- Расскажите о деревьях, которые выбрали грачи для гнезд на картине? (Деревья корявые, большие, старые, ветвистые, снизу тёмные, сверху светлые, без листиков).

- Расскажите о грачах, какие они? (чёрные, крикливые, шумливые, смешные, носатые, радостные)

- Что делают грачи? (строят, ремонтируют гнёзда, летают, кричат, галдят, хлопочут, внизу один грач нашёл ветку, держит её в клюве)

- Грачи радуются наступившей весне, что они вернулись на Родину в свои гнёзда. У них очень много хлопот, надо отремонтировать гнёзда, чтобы можно было высиживать птенцов.

- Вспомните, как называется место, где живет грачи? (Грачовник)

- Грачовник расположился на окраине села. Здесь тихо, спокойно, красиво. Видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь. - Что изобразил художник вдалеке? (поле, луг, лес, заливные луга)

- Посмотрите, есть ли на картине солнце? (Нет)

- Как вы поняли? (На небе тучи).

- Ребята, что можно сказать о небе? (Небо покрыто голубовато-серыми тучами оно низкое, грустное, холодное)

- Солнце скрылось за облаками. Оно ещё не яркое, ленивое, чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Облака нежно-жёлтого цвета. На снегу видны тени от берёз. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака.

- Лучи солнца освещают облака, и кажется, что вот-вот облако растает и солнце будет ярко освещать весеннюю землю.

- Ребята, каким вы видите снег? (Тяжёлые, мокрый, потемневший, подтаявший, рыхлый, серый, печальный)

- Какими бы словами вы бы закончили свой рассказ об этой картине? Скоро снег совсем растает и покажется мягкая и шелковистая травка. В воздухе пахнет весной. Воздух чист и свеж.

- А как бы вы назвали эту картину?

Воспитатель: Ребята, вам понравилась картина А. Саврасова «Грачи прилетели»?

Физкультминутка:

«Грачи прилетели»

Как-то раннею весной    (Дети стоят в кругу)

На опушке на лесной

Появилась стая птиц,   (Дети бегут на цыпочках, подняв согнутые руки в локтях)

Не скворцы и не синицы       

А большущие грачи

Цвета черного, как ночь    (Приседают)

Разбежались на опушке      (Бегут в разные стороны)

Прыг-скок, крак-крак

Тут жучек, там червячок   ( Прыгают, наклоняются вперед, вниз

Крак-крак, крак-крак)

- Воспитатель: Ну, а теперь нам ребята пора побывать в роли художника. Рассказать о солнце и о небе, о снеге и облаках, о наступающей весне и уходящей зиме, о березах и о крикливых грачах.

- Послушайте мой рассказ. Перед нами картина А. Саврасова «Грачи прилетели». Художник изобразил на ней раннюю весну. Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Оно низкое, грустное, холодное. Но лучи солнца освещают облака, и, кажется, что вот-вот облако растает, и солнце будет ярко освещать весеннюю землю.

На белых, корявых, старых березах множество грачиных гнезд, вокруг которых суетятся грачи, оглушая окрестности неумолкаемым гомоном. Недалеко от берез, возвышается колокольня старой церкви, а дальше до самого леса раскинулись поля, побуревшие от старого снега. На зернистом снегу ясно видно следы грачей. Грачи прилетели к старой березе, шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда. Им предстоит поправить и отремонтировать их. Они рассказывают друг другу о своих планах, как они обустроят свои гнезда и выведут птенцов. Они выбрали это место, потому что здесь тихо и красиво. А когда распустятся листья на деревьях, то в густой листве их гнезд не будет видно. А. Саврасов очень любил русскую природу. И свою любовь он выразил в этой картине.

 - А теперь постарайтесь вы рассказать об этой картине, не спеша, выразительно, передавая голосом свое настроение и отношение к главным персонажам. (Рассказы детей)

- Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, картину какого художника мы рассматривали на нашем занятии?

Дети: Саврасова

Воспитатель: Как называется картина?

Дети: «Грачи прилетели»

Воспитатель: Какую пословицу мы с вами вспомнили на занятии?

Дети: «Грач на горе… весна на дворе»

Воспитатель: Как вы поняли смысл этой пословицы?

Дети: С прилетом грачей приходит весна

Воспитатель: Правильно. Молодцы, ребята.

Воспитатель: На этом наше занятие закончено, но так как мы с вами много говорили о грачах, я предлагаю вам разукрасить этих красивых вестников весны.