ГлавнаяПедагогическая копилка"Как развивать чувствительность ребенка к окружающему миру". Подготовила: учитель-дефектолог Соловьева М.П.

"Как развивать чувствительность ребенка к окружающему миру". Подготовила: учитель-дефектолог Соловьева М.П.

16 февраля 2019 - Редактор
"Как развивать чувствительность ребенка к окружающему миру". Подготовила:  учитель-дефектолог Соловьева М.П.

 

Старший дошкольный период - это важный этап в развитии ребенка, который создает фундамент   для формирования новых психических образований, которые будут развиваться в процессе учебной деятельности. Особое значение придается восприятию окружающего мира с помощью пяти органов чувств. Чтобы ощущения ребенка были шире и полнее, чувства надо тренировать. Восприятия насыщают мозг информацией о внешнем мире. Развивается память, внимание, мышление.

     

I.  Развитие зрительного восприятия: порадуйте глаза.

Помните выражение «глаз радуется»? Так обычно говорят, когда приятно на что-то смотреть. Это могут быть и не новые вещи, но когда начинаешь осознанно обращать внимания на вещи – их объем, цвет, текстуру, необычность и уникальность – это включает в мозгу реакцию «ага, сколько разного я вижу» — «видеть – это прекрасно!»

Спросите ребенка: а что радует твои глаза? На что тебе приятно смотреть? Это может быть и красивый закат, когда солнце светится багрянцем. И первый снег на вулканах. И мимо проезжающие машины….

Кроме этого, чтобы развить зрительное восприятие, надо замечать детали окружающего мира: какого цвета одежда у прохожего;

сколько этажей у торгового центра, вашего дома; каким рисунком выложена плитка в магазине….

        Ребенок должен привыкнуть внимательно присматриваться к окружающему.

 

II.  Развитие слухового восприятия: пусть мир звучит.

    Звуки сопровождают нас с самого рождения. Еще будучи у мамы в животике, ребенок различает тембр, интонацию родителей. Никогда не бывает полной тишины. Звук – это вибрация, и даже звуки, которые не воспринимает человеческое ухо, оказывают на него влияние. Современного человека в городе окружает столько громких звуков, что ухо же не воспринимает тихие звуки, и мы сами привыкаем говорить громко.

Спросите ребенка: что приятно тебе слышать? Это могут быть приятные слова родного человека, звук колокольчика, звук дождя

Каждый день тренируйте слух малыша! Слушайте звуки разных тембров. Обращайте внимание на то, что слышат ваши уши в разные моменты. Поиграйте с ребенком:

«Что мама делает на кухне?», «Что шумит за окном?» «Послушай шум моря. Что слышишь еще?» (крик чаек, гудок парохода…)

Отмечайте нотки интонации у близких людей. Это позволит не упустить важные моменты в общении.

 

III.  Развитие обоняния

[развитие обоняния]  Подумайте только: человек способен воспринимать более 10 000 запахов!

Запахи могут возбудить или отбить аппетит, изменить настроение и желания, повысить или понизить работоспособность и даже заставить купить не очень нужную вещь. Запахи легко могут «всколыхнуть» нашу память, вернуть давно забытые ощущения, например из детства. Запахи непосредственно связаны со способностью запоминать. Все дело в том, что центр обонятельного анализатора находится у человека рядом центром, отвечающим за наши эмоции и память. Поэтому запахи для нас являются эмоционально окрашенными, пробуждая не логическую, а эмоциональную память. Поиграйте с ребенком:

«Угадай по запаху, что приготовила мама». Осторожно знакомьте малышей с «опасными» запахами: бензин…. Ребенок должен знать, что опасно для его здоровья.

 

IV.  Развитие вкуса: попробуй мир на зуб.

По данным ученых, ребенок в утробе мамы чувствует вкус. Ученые установили, что после введения в околоплодные воды ребенка глюкозы, у малыша усиливаются глотательные движения. На вкус йода ребенок кривится от отвращения.

Почему же с возрастом мы теряем вкусовое восприятие?

Скорость жизни такова, что мы привыкли закидывать еду на ходу.

Да еще и привычка употреблять наполовину синтетическую еду или еду, напичканную усилителями вкуса, привела к тому, что мы с трудом различаем вкусы.  Поиграйте с ребенком:

«Сладко? Кисло? Горько?....», «Вкусная игра» (не глядя, скажи из чего сделан салат; какая сегодня каша….)

 

V.  Развитие тактильных ощущений.

Только подумайте, осязание – это первое чувство, которое развивается в эмбрионе! Прикосновения играют в нашей жизни большую роль и во взрослой жизни. Они вызывают в организме выработку гормонов счастья, способствуют хорошему самочувствию. Прикосновения воздействуют одновременно и на тело и на сознание. Составьте список, как вы можете понежить ребенка: побаловать массажем, купить мягкое постельное белье,

Позволить ему покопаться в земле, насыпать гречки в носки малыша (это и полезный массаж ступней).

      Благодаря развитию телесной памяти можно воскресить в памяти любые события из жизни.

[развитие тактильных ощущений] Поиграйте с ребенком: «Угадайте пальчики»: ребенок с завязанными глазами находит пару предмету (шар, кубик, пуговица, чашка); на ощупь может искать одинаковые по весу или размеру предметы; может называть материал изготовления   предмета (дерево, металл…); может различать ткань по фактуре толстая, тонкая, скользкая, шершавая; может определять поверхность предмета: гладкая, колючая, шершавая);

 «Оригами»

(игры с бумагой)